Rambler's Top100
Вас ждут самые разные современные входные двери Zetta прямо от производителя. лучшие русские фильмы
БРАТ 2 - фильм Алексея Балабанова
Создатели
Новости

Концерт
Брат 1
Создатели
Актеры
Звезды
Съемки
Хоккей
Машины
Хохлы
Black & White
Чикаго
Саундтрек
Саундтрек-2
Саундтрек-1
Пресса
Фотогалерея
Вопрос - Ответ
На видео
Ваши отзывы
Фан-Чат!
Цитаты
Премьера
Статьи


Заказать DVD
Заказать
Саундтрек-2Брат-1


Нажмите здесь, чтобы увеличить Сергей Сельянов
(21.8.1955, Олонец, Карелия)
Режиссер, продюсер, сценарист

В 1975-1978 годах учился в Тульском политехническом институте, где возглавлял любительскую киностудию "Сад". Окончил сценарный факультет ВГИКа (1980, мастерская Н.Фигуровского), Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1989, мастерская Р.Быкова). В 1992 году вместе с Алексеем Балабановым и Василием Григорьевым учредил Кинокомпанию "СТВ", выпустившую с тех пор два десятка игровых и неигровых фильмов, а также несколько телевизионных и спецпроектов. Продюсер программы ОРТ "Линия кино" (1996 - 1999, Приз за лучшую телевизионную программу о кино на фестивале "Белые столбы-99").


Фильмография режиссера:
1980 "ДЕНЬ АНГЕЛА" (совместно с Н.Макаровым, выпущен в 1988-м)
1990 "ДУХОВ ДЕНЬ"
  • Первое место среди игровых фильмов по результатам голосования общего жюри, Диплом профессионального жюри и Диплом жюри критиков на фестивале в Заречном-90
  • Премия имени Адриана Пиотровского за лучший сценарий (С.Сельянов) - Профессиональная премия "Ленфильма" (1991)
1995 "ВРЕМЯ ПЕЧАЛИ ЕЩЕ НЕ ПРИШЛО"
  • Специальный приз жюри за режиссуру на "Кинотавре-95"
  • Третий приз на фестивале в Котбусе-95
  • Приз зрительских симпатий на фестивале в Чикаго-95
  • Премия имени Адриана Пиотровского за лучший сценарий (М.Коновальчук, С.Сельянов) - Профессиональная премия "Ленфильма" (1995)
1995 "РУССКАЯ ИДЕЯ" (51 мин.)
  • Фильм снят в рамках проекта Британского киноинститута к 100-летию кино, по заказу британского ТВ)
  • Приз за лучший научно-популярный фильм Открытого фестиваля неигрового кино "Россия-96" (Екатеринбург)

Фильмография продюсера:

1998 "ДЕНЬ АНГЕЛА", режиссер Сергей Сельянов
1993 "БАТМАН", режиссеры Марина Дроздова, Александр Киселев
  • Гран-при и приз зрительских симпатий на фестивале в Сиене, Италия
1993 "ОПЫТЫ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ", режиссер Петр Солдатенков
1995 "ВРЕМЯ ПЕЧАЛИ ЕЩЕ НЕ ПРИШЛО", режиссер Сергей Сельянов
1995 "ИСПОВЕДЬ НЕЗНАКОМЦУ" ("ОТКРОВЕНИЯ НЕЗНАКОМЦУ"), Франция/Россия (услуги), режиссер Жорж Бардавиль
1995 "ТРОФИМЪ" (новелла в киноальманахе "Прибытие поезда"), режиссер Алексей Балабанов
1996 "СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН. АВТОБИОГРАФИЯ", режиссер Олег Ковалов
  • Спец. диплом жюри Открытого КФ неигрового кино "Россия-96" (Екатеринбург)
  • Приз Киноакадемии "Ника-96" за лучший неигровой фильм
1996 "ОПЕРАЦИЯ "С НОВЫМ ГОДОМ", режиссер Александр Рогожкин
  • Приз Кинопрессы лучшим продюсерам 1996 года (Т.Воронович, И.Каленов, С.Сельянов)
1997 "БРАТ", режиссер Алексей Балабанов
  • Гран-при фильму на "Кинотавре-97"
  • Специальный приз жюри на фестивале в Турине-97
  • Специальный приз жюри, почетный диплом жюри ФИПРЕССИ на фестивале в Котбусе-97
  • Гран-при "Золотая медаль" на фестивале в Триесте-97
  • Номинация на приз Киноакадемии "Ника-97" в категории "Лучший игровой фильм"
  • Номинации на премию "Золотой Овен-97" в категориях "лучший фильм", "лучший продюсер", "лучший режиссер", "лучший актер" (С.Бодров-мл.)
1997 "МАМА НЕ ГОРЮЙ", режиссер Максим Пежемский
1997 "СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН. МЕКСИКАНСКАЯ ФАНТАЗИЯ", режиссерская разработка Олега Ковалова
  • Приз жюри C.I.C.A.E. в Берлине-98 (форум)
1998 "ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЫБАЛКИ", режиссер Александр Рогожкин
  • Лауреат премии "Золотой петушок-98" в категории "Российский бестселлер года на видео"
1998 "БЛОКПОСТ", режиссер Александр Рогожкин
  • Главный приз фестиваля "Золотая роза", приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, специальное упоминание жюри ФИПРЕССИ на "Кинотавре-99"
  • Приз "Серебряный дельфин" за лучшую режиссуру в Трое-99
  • Приз "Везувий" за лучший фильм в Неаполе-99
  • Приз "Хрустальный глобус" за лучшую режиссуру - МКФ в Карловых Варах-99
1998 "ПРО УРОДОВ И ЛЮДЕЙ", режиссер Алексей Балабанов
  • Специальный приз за режиссерский профессионализм и цельное стилевое решение на "Кинотавре-98"
  • Гран-при Фестиваля Фестивалей в Санкт-Петербурге-98
  • Лауреат премии "Золотой петушок-98" в категории "Российский фильм года на широком экране"
  • Национальные премии кинокритики и кинопрессы "Золотой Овен-98" в категориях "Лучшая режиссерская работа", "Лучшая мужская роль" (С.Маковецкий), "Лучшая операторская работа" (С.Астахов), "Лучшая работа художника" (В.Зелинская)
  • Призы Киноакадемии "Ника-98" в категориях "Лучший фильм", "Лучшая режиссерская работа"
  • Номинация на приз "Ника-98" в категориях: "Лучшая операторская работа" (С.Астахов), "Лучшая мужская роль" (С.Маковецкий), "Лучшая работа художника" (В.Зелинская), "Лучшая работа художника по костюмам" (Н.Васильева), "Лучшая работа звукооператора" (М.Беловолов)
  • Профессиональная премия "Ленфильма" ("Медный всадник") за 1998 год в категории "лучшая операторская работа" (С.Астахов)
1998 "СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛОВЫ", режиссеры Евгений Юфит, Владимир Маслов
1999 "УПОТРЕБИТЬ ДО...", режиссер Петр Точилин
1999 "ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ИЗУМРУДНОМ ГОРОДЕ", телевизионный анимационный сериал. Совместно с "НТВ-КИНО" (сопродюсер Владилен Арсеньев)
2000 "БРАТ 2"

Нажмите здесь, чтобы увеличить

Сельянову подходит гекзаметр и превосходная степень. Чуткость его к общественным процессам и своему местоположению в них столь велика, что не будь он так умен - легко сделался бы председателем всей России, и столь человечна, что даже странно его предельно органическое существование, прямо таки купание, в центре (в самой сердцевине) кинематографической действительности, нередко бездушной и эксплуататарской.

Ничего удивительного. Первый свой фильм - "Мистер Джон Ланкастер Пек" Сельянов сделал еще в четырнадцать лет и - "абсолютно продюсерским способом": то есть, организовал производство, финансы и творчество. Так и покатилось. В 1980-м вместе с сорежиссером Николаем Макаровым и оператором Сергеем Астаховым создал "День ангела" - вероятно, единственный "частный" фильм в позднесоветские годы, законченный в государственной структуре, на "Ленфильме" спустя восемь лет. Но тогда стало ясно, что родился художник ("День ангела" и иные работы этого режиссера дают точку, пригодную для отсчета настоящего нового русского кино, она еще обозначится, когда такое кино - о нашей общей, о народной судьбе - вновь появится); рождение продюсера осозналось окружающими позже, когда один за другим стали выходить фильмы, которые невозможно было не заметить. (Вспомните, кстати, какие это были годы -- период упадка, системного кризиса).

Разгадка успеха Сельянова - в его вкусе, который не подводит. И в соответствии этого человека текущему моменту: профессиональная его "двойственность" (ее, конечно же, надо считать "возведением в квадрат") полностью отвечает состоянию отечественного кинематографа, который от режиссерского ушел, а к продюсерскому только прибивается. Сельянов посреди этой межеумочности с невнятным - в силу "особого" (пока?) русского пути - итогом умеет оставаться не только с результатом, но и с честью, делая фильмы как сугубо арт-хаусные (см.Ковалова), так и предельно массовые (см.Рогожкина), и без каких-либо интрижек. Более того, он просто уникален - ни одна продюсерская структура не ведет столь гибкой и плодотворной для общего дела производственно-творческой политики, да еще с выдающимися художественными плодами. Интеллигентное же понятие "общего дела", конкретно выражающегося, например, в отчаянной, грамотной и в немалом успешной борьбе с видеопиратами (для чего создано специальное Агентство по защите авторских прав "Рипост"), придает всему "сельяновскому" государственный "подтекст". Что еще более укрупняет его фигуру. Безусловно, не уважать Сельянова нельзя. Как невозможно устоять перед его личным неизъяснимым обаянием.



О своем самочувствии:
Нажмите здесь, чтобы увеличить

- Оно достаточно сформулировано - не в смысле слов, а по ощущению. Каждые семь лет нужно что-то менять; есть радикальные варианты - поменять вообще все, в необходимости и возможности вот этого я не уверен.

Семь лет прошло - чуть меньше, с 1994 года, когда компания СТВ осознала себя - то есть, я осознал - как продюсерскую. И решил, что будем двигаться в этом направлении - производить фильмы, которые хочется производить. До этого два года она существовала в режиме компании для одного фильма - для моего фильма "Время печали еще не пришло"; я хотел его сделать, а потом посмотреть, что будет. И так в 1994-м вернулся к тому, с чего, собственно, начинал - еще в школьные годы или студентом.

И дальше я собираюсь заниматься тем же самым. Но уже возник "синдром ровной дороги": она тяжелая, ухабистая, но - однообразная. Теперь... может, еще годик, седьмой, мы просуществуем в таком режиме, однако уже хочется как-то по-другому все построить. Мы набили руку в производстве малобюджетных картин, и в двадцать пятый раз повторять один и тот же алгоритм: с этим договариваемся так, это сяк... уже стало скучно. Вроде я могу это делать, но - скучно. Либо нужно самому кино снять для разнообразия, либо сделать какой-то крупнобюджетный проект, либо еще что-то. Иначе хочется все построить. Или очень какой-то оригинальный чтобы проект был - музыкальный пока не собираемся, но, предположим, - не просто оперетку, а какую-то оперетку да еще и с вывертами. Зайти как бы на другое поле и там сыграть. Ситуация в стране, правда, не дает возможностей объективных и материальных для того, чтобы что-то себе позволить. Но уже, вопреки всему, чего-то иного - хочется. Иного по форме. По сути-то все останется, конечно: кино.


О Сергее Астахове:

- .., а как не хвалить Астахова? Мы бы иначе, наверное, не работали вместе так долго уже. Астахов - золотой фонд страны. И, как в последнее время выяснилось, не только России, но и Англии... Это тот случай, когда человеческие и профессиональные качества друг на друга умножаются, и получается свежий и радостный образ -- и ни убавить, ни прибавить ничего. Мы с Астаховым начинали вместе - первый фильм вообще никогда не забывается. На "Дне ангела", собственно, и познакомились. Нужен был оператор для работы специальной - для "подпольной" работы, такой какой-то, где нужно еще приложить, кроме операторского мастерства, кучу еще талантов - человеческих, организационных, коммуникативных, технологических и всяких разных. Астахов сразу сказал: да. Он легко идет на всякие акции творческие, это тоже здорово.

Незабываемые те дни съемок нас сплотили, видимо, теперь уже навек.

В одном старом гранинском романе есть персонаж, который, просто проходя мимо чертежного стола, ткнул пальцем и сказал: вот это нужно сделать круглым. И пошел дальше. Человек, который сидел за столом, как-то так улыбнулся... и ему стало мучительно больно за бесцельно прожитые годы, потому что над тем, как это сделать - квадратным или треугольным, он сидел последние полгода. Это имеет не только метафорическое, но и буквальное значение, потому что Астахов, что известно всем, не только человек золотой, но и руки у него золотые. Он действительно может ткнуть походя в какую-то техническую проблему, придумать ей интересное решение, более того - своими руками его осуществить, если надо. Это в условиях отечественной кинематографии бесценное качество, потому что до сих пор процент ручного труда - что довольно естественно и нормально - в наших картинах велик.

Он светлый человек. Главное - энергия жизни, которая присутствует в нем. И которая переводит нашу деятельность... Ведь мы же живем этим всем, да? И можно говорить так: в каменоломне нашей, с этими нашими кирками и отбойными молотками, вот эта наша жизнь!... И, в общем, правда - живем в своем профессиональном, и ничего, кроме него, почти не видим. И довольны своей судьбой вполне. Но если это вот так и происходит - на зверином серьезе, мрачно, "в подземелье", то это не жизнь. Должны быть все же элементы настоящей жизни... Не придуманной, немножко фальшивой, - когда встретишься с коллегами и так, ритуально-радостно: О! Как успехи? Здорово! - Да-да, сейчас я с этим запускаюсь! - А я эту роль играю!.. Это все тоже имитация. Должно быть - настоящее. Астахов - тот витамин, который, помимо всего иного, дает ощущение: мы действительно живем. Не называем "жизнью" и не ставим немножко в кавычки, или со стороны их можно поставить, а - что мы действительно живем. Это важно.

А профессионально основное в нем - умение понять, что за фильм должен быть. Прежде всего - с точки зрения режиссера как автора. У нас много хороших операторов, но когда оператор виден в фильме - меня поташнивает. То есть, если ты умеешь гениально снимать панорамы, но этому фильму они не нужны, - ни одной панорамы в нем быть не должно. Астахов это радостно понимает, он ищет и все делает точно так, как нужно каждой картине.


Об Алексее Балабанове:

- Мы товарищи, мы партнеры... Что тут говорить - это все исчерпывает. Повторять, что он режиссер хороший? - глупо. Он - кинематографист, то есть умеет работать с самим веществом кино, чувствует его, и от этого получает наивысшее наслаждение, и ставит это во главу угла. Мы ведь всегда понимаем: фильм грамотно сделан или это глубоко чувственное пережитое ощущение от природы кино.

Балабанов начинал с документальных фильмов, потом была пара игровых, полу-любительским способом снятых, короткометражек про рок-н-ролл, когда он работал ассистентом на Свердловской студии... Но убедил меня в том, о чем я говорю, его первый большой фильм "Счастливые дни", который официально считается его дебютом в игровом кино. Он мог превратиться... ну, по мотивам Беккета... в эстетический экзерсис талантливого человека, кинематографически даже интересный, но... как говорилось в советское время: режиссер состоялся, фильм не получился. Тем более, что тогда, в начале 90-х, это востребовалось, попадало в ожидания, было ново, после многих лет запрета воспринималось как глоток воздуха, - но все равно: в картине главное - движение, жизнь. Она должна жить, по законам, самим же автором над собой признанным, но жить. И я не был в этом уверен, прямо скажу. А когда картину посмотрел, увидел, что вся эта история, несмотря на свою условность заведомую и некую даже высоколобость, живет своей, очень органичной, естественной кинематографической жизнью. Тут у меня последние сомнения рассеялись, я понял: Леша может делать в кино все что угодно.

Дружили мы уже до этого. А после окончания Высших курсов... Я был уже в Питере, и он выбрал Петербург; банальную скажу вещь - влюбился в этот город и абсолютно осознанно решил здесь остаться, и тут уж судьба нас совсем свела, и мы совсем оказались рядом. Сейчас даже живем неподалеку друг от друга на Васильевском острове.

Работать с ним абсолютно комфортно. Разговаривать приходится очень мало. Не хочется все переводить в бинарную систему "режиссер-продюсер" - это совершенно не так все происходит. Сказать, что мы вместе делаем кино - неправильно, кино делает он. И при этом - вместе. Именно - "вместе", а не формально объединенные режиссер и продюсер. Ну, не знаю, этого мне не сформулировать. Наверное, это ненормально, у нас абсолютно не типичные отношения для пары режиссер-продюсер. Нет никаких и ни разу не было... споров, например. Даже вот этого - не было. Обсуждения - да. Он что-то говорит. Или я что-то говорю. Вот, в сценарии, например.... Он - бум-бум-бум - все. Он очень быстрый еще, Балабанов. Это одна из основных его характеристик. И он решения принимает - раз, а вот уже ответ. И вопросов у нас, допустим, к эпизоду уже нету. Или длинновато попросту. Раз - уже не длинновато.


О Сергее Бодрове:

- Так получилось, что Бодров, хотя мы его и старше, наш с Балабановым тоже товарищ - как и его отец. Это не типично, это не потому, что мы его сняли в фильме, и он стал успешным, поэтому поддерживаем хорошие отношения. Не поэтому. А так сложилось, и далеко не со всеми актерами - я бы даже сказал: крайне редко - складываются товарищеские отношения, не зависимые от того, чем мы занимаемся. Жизнь, конечно, все равно вокруг кино крутится, и никуда не уйдешь, но, условно говоря, - независимые.

Он... ищет себя, это трогает. У нас в известном смысле все уже сыграно - какие-то фильмы еще сделаем, но уже многое понятно. А за ним интересно наблюдать, и это дает какое-то специальное качество нашей - с Балабановым, с Астаховым - жизни; может, появится возможность помочь... Он ищет путь, и поскольку он человек незаурядный, с большим внутренним потенциалом (может, так и неприлично говорить о живом человеке), - интересно следить, как за развитием некой драмы, как этот потенциал будет реализован?

Он человек с достоинством - это очень важно. Он несет очень естественным образом то, что связано с популярностью. Наверное, потому, что не актер. Ощущал бы себя в этом мире как артист - очень может быть, съехал бы с катушек, потому что чуть ли не всё, что можно было в этом возрасте, снявшись в четырех фильмах, достичь, - уже достигнуто. Дальше можно только набирать.

Живет он очень естественной, хорошей жизнью, как мне кажется. Внутренней и внешней. Это тоже подкупает, это приятно. Вообще, чрезвычайно приятно иметь дело с людьми, которые достигли очевидных успехов и остались людьми... это веру вообще в человечество поддерживает. Неприятен всегда снобизм, связанный с пусть даже с объективными достижениями, человек такой становится неинтересен. И думаешь: провались ты пропадом, сигай ты дальше, набивай карманы либо деньгами, либо призами, либо успехом у зрителей, еще чем-то. Мне неинтересен ни ты сам, ни что ты делаешь, и полноту жизни это как-то... усекает.

Бодров очень уверенно все делает, что тоже удивительно. Чувство внутреннего достоинства и правильного расположения себя в мире способствует, вероятно. Поэтому хочется, чтобы он как-то реализовал себя во всех смыслах, которые он, может, сам не осознает еще. А может, осознает. И это будет свидетельствовать о правильности развития нашего... нашего содружества в целом.


О Викторе Сухорукове:

- Витя - человек чрезвычайной общительности и такой... эмоциональнейшей общительности. При том, что он... слишком круто, наверное, сейчас скажу... такая трагическая одинокая фигура, одинокий художник. Целиком и полностью в профессии, он чрезвычайно энергетичен, что очень важно для кино; у него все чрезвычайно заметно, активно, ярко. Видно, как ему хочется делать то, что он делает. В этом смысле он находка, и особенно для Балабанова, которому вот эта вот энергия... Балабанов человек быстрый, он может разных актеров снимать, но и ему Витя необходим как витамин, который соответствует балабановскому представлению об искусстве, о кино. Просто необходим, и не только как актер, он не раз говорил об этом. Не случайно он снимал Витю в каждом фильме, кроме "Трофима".

Как всегда бывает в Питере, Сухоруков несколько недооцененный - если бы он работал в Москве, уже был бы, что называется, без вопросов... надеюсь, сейчас это произойдет. Актер должен получить признание, которое он заслуживает, без этого он не может работать в полную силу.

Витя, как говорится, "из наших" - абсолютно преданный, целиком. Он в любое время дня и ночи готов сниматься. Он работает над ролью исступленно, ему даже страшно давать сценарий задолго до съемок - он с этого момента начинает репетировать, сам с собой, даже не зная еще, что режиссер задумал. У меня ощущение, что он чуть ли ни каждый день проигрывает всю свою роль - раз по пять, и не зависимо, наверное, от своих желаний, у него включается какой-то инстинкт.

Это страшно подкупает. Вообще актер, который получает радость и наслаждение от работы, крайне полезен для всех остальных, всем это необходимо. Потому что иногда отношения с актером строятся очень скучно, по схеме: ну, я вам нужен - какие условия?... И сразу возникает искреннее ощущение, что этот актер картине и не нужен. Со всеми, конечно, бывают разговоры о деньгах, но хочется, чтобы этот вопрос был все-таки вторым. У Вити он, безусловно, - десятый. Витя - до мозга костей актер, но - не Актер Актерыч, такая фальшивая есть категория, а настоящий. И он очень точный, очень. У него куча своих идей, но если режиссер говорит: надо так и так, - делает абсолютно здорово. Он как-то улавливает нужную волну и уже с нее не сходит, и начинает все репетиции внутренне уже готовым... это очень важное качество для актера. Это настоящий артист называется, профессионализм - это немножко другое. Он наличествует, разумеется, даже смешно обсуждать. Я только что послушал, как он озвучил в третьей серии нашего мультфильма свою роль - очень хорошо, ярко, здорово...

Я просто лично Виктору благодарен за поддержку в проекте "Брат 2". За настоящую, конкретную поддержку. Фильм шел довольно трудно, он дорогой, многие партнеры отказались от своих слов, и прочее... На поддержку членов нашей группы - она была колоссальной - рассчитываешь все-таки. А у Вити она была, плюс ко всему, просто исключительно сильная. Это просто мне дало силы дополнительные, правда...



-------
В начало | Новости | "Обратно в Америку" | Концерт | Брат 1 | Создатели | Актеры | Звезды | Съемки | Хоккей | Машины | Хохлы | Black & White | Чикаго | Саундтрек | Саундтрек-2 | Саундтрек-1 | Пресса | Фотогалерея | Вопрос - Ответ | На видео | Ваши отзывы | Фан-Чат! | Цитаты | Премьера | Статьи


-------