Rambler's Top100
Магазин контактных линз Ochkov.net предлагает Вам Acuvue Oasys по лучшим ценам!
БРАТ 2 - фильм Алексея Балабанова
Создатели
Новости

Концерт
Брат 1
Создатели
Актеры
Звезды
Съемки
Хоккей
Машины
Хохлы
Black & White
Чикаго
Саундтрек
Саундтрек-2
Саундтрек-1
Пресса
Фотогалерея
Вопрос - Ответ
На видео
Ваши отзывы
Фан-Чат!
Цитаты
Премьера
Статьи


Заказать DVD
Заказать
Саундтрек-2Брат-1


Нажмите здесь, чтобы увеличить Сергей Астахов
(8.11.1953, Селищи, Мордовия)
Оператор

Окончил ВГИК (1980, мастерская Л.Косматова). С 1980 года - оператор киностудии "Ленфильм". Лауреат Государственной премии России 1998 года за фильм "В той стране...".

1980 "ДЕНЬ АНГЕЛА", режиссеры Сергей Сельянов и Николай Макаров. Социально-ироническая притча, трагифарс.
1982 "ВЛЮБЛЕН ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ", режиссер Сергей Микаэлян. Мелодрама.
1983 "СКОРОСТЬ", режиссер Дмитрий Светозаров. Спортивная драма.
1984 "БУКЕТ МИМОЗЫ И ДРУГИЕ ЦВЕТЫ", режиссер Михаил Никитин. Семейная психологическая драма.
1985 "РЕЙС 222", режиссер Сергей Микаэлян. Социальная мелодрама.
1986 "ПРОРЫВ", режиссер Дмитрий Светозаров. Фильм-катастрофа.
1988 "ХЛЕБ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ", режиссер Григорий Никулин. Социальная драма из крестьянской жизни.
1988 "ШТАНЫ", режиссер Валерий Приемыхов. Социально-психологическая детективная драма.
1990 "ДУХОВ ДЕНЬ", режиссер Сергей Сельянов. Мистическая драма.
1990 "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПИФА", режиссер Дмитрий Генденштейн. Музыкально-кукольный фильм-спектакль.
1990 "СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ", режиссер Дмитрий Генденштейн. Музыкально-кукольный фильм-спектакль.
1991 "АРИФМЕТИКА УБИЙСТВА", режиссер Дмитрий Светозаров. Психологический детектив.
1991 "ОЙ, ВЫ, ГУСИ...", режиссер Лидия Боброва. Социальная драма.
1991 "СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ", режиссер Алексей Балабанов. Экзистенциальная драма по мотивам С.Беккета.
1992 "ВОСТОЧНЫЙ РОМАН", режиссер Виктор Титов. Историческо-социальная драма.
1992 "ДВА КАПИТАНА II", режиссер Сергей Дебижев. Свободная импровизация в историко-приключенческой манере.
1992 "ДИТЯ", режиссер Виктор Титов. Историческая драма по мотивам. ранних рассказов Вс.Иванова.
1992 "КОМПЛЕКС НЕВМЕНЯЕМОСТИ", режиссер Сергей Дебижев. Экспериментальный фильм.
1992 "ЛУННЫЙ СВЕТ", режиссер Гали Абайдулов. Балет.
1992 "ПИСЬМА ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", режиссер Кевин Сим, Россия/Великобритания. Неигровой.
1993 "ОСТРОВА", режиссер Семен Аранович, Россия/Япония. Неигровой.
1994 "ШУМАН", режиссер Жак Корталь, Франция. Биографический фильм.
1995 "ТРОФИМЪ" (новелла в киноальманахе "Прибытие поезда"), режиссер Алексей Балабанов. Драма.
  • Приз кинопрессы за лучший фильм 1995 года ("Прибытие поезда"), лучшему актеру (С.Маковецкий)
  • Приз ФИПРЕССИ, приз Российской Гильдии киноведов и кинокритиков - "Кинотавр-96"
  • Приз "Кентавр" за лучший игровой короткометражный фильм на международном фестивале "Послание к человеку" (С.-Петербург-96)
1996 "МАДУЕВ", режиссеры Ольга Будашевская и Кевин Сим; сооператоры Александр Устинов, Дмитрий Долинин. Великобритания. Неигровой.
  • Приз BAFTA за лучшую операторскую работу года (Великобритания), совместно с Александром Устиновым.
1997 "БРАТ", режиссер Алексей Балабанов. Драма.
1997 "В ТОЙ СТРАНЕ", режиссер Лидия Боброва. Драма по мотивам рассказов Бориса Екимова задумана и реализована как наблюдение за реальной жизнью.
1997 "ЗМЕИНЫЙ ИСТОЧНИК", режиссер Николай Лебедев. Психологический триллер.
1998 "ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ", режиссер Петр Солдатенков. Неигровой.
1998 "ПРО УРОДОВ И ЛЮДЕЙ", режиссер Алексей Балабанов. Стилизованная криминальная драма.
  • Национальная премия кинокритики и кинопрессы "Золотой Овен-98" в категории "Лучшая операторская работа"
  • Номинация на приз "НИКА-98" в категории: "Лучшая операторская работа"
  • Профессиональная премия "Ленфильма" ("Медный всадник") за 1998 год в категории "лучшая операторская работа" (за фильмы "Про уродов и людей" и "Тоталитарный роман")
1998 "ТОТАЛИТАРНЫЙ РОМАН", режиссер Вячеслав Сорокин. Cоциальный кинороман.
2000 "БРАТ 2"

Астахов родился в мордовской деревне - и то, что он стал кинооператором, есть случай, простой и даже банальный - закономерный. Первый и единственный сын среди четырех сестер, он был естественным любимцем отца и помощником в доме. Отец же занимал два самых ответственных поста в деревне: был главным в клубной кинобудке и на сельском радиоузле. Дальше вы можете вспомнить фильм "Кинотеатр "Парадиз" - точно так и Астахов приобщился к кинокартинкам сызмальства. А когда чуть позже, уже в школьные годы, ему купили кинокамеру КИЕВ-16 С3 (16-мм, между прочим, - проектор-то у батьки уже имелся) и он, как и все деревенские подростки - охотник, впервые зафиксировал движение живого в видоискателе, а не на мушке, - тут-то и понял, чем хочет заниматься всю жизнь.

Армия, ВГИК, "Ленфильм" - собственно, это все. Два с половиной десятка полнометражных игровых картин за двадцать лет работы. Новые времена позволили ему сделать и "вторую карьеру": два десятка неигровых фильмов для Би-би-си, снятых Астаховым, поразили мир изобразительной мощью; его открытие состояло в том, что к простым, едва ли не хроникальным и действительно хроникальным сюжетам он "операторски" отнесся как к большим постановочным работам - социальная проблематика, столь любимая западными документалистами, получала невиданную (во всех смыслах слова) прежде крупность и приносила успех режиссеру и продюсеру. Астахов же получал - новую работу, что в известном смысле есть лучшая награда. Но на родине об этом мало кто знает.

На родине, в профессиональных кругах, правда, как-то сразу поняли и оценили высочайшее качество работы Астахова: профи с уровнем - "нет невозможного", универсал, изобретатель, мастер-технарь, трудоспособен невероятно. Однако железный астаховский принцип: оператор умирает в режиссере (в отечественном кино декларируется, но исповедующий его остается без лавров) славы художника ему принести не мог; настоящим делателем искусства Астахова признали спустя годы - увидев "Про уродов и людей".

Конечно, тут многое совпало: сама картина была не только стилизацией и стильной стилизацией (в чем заслуга оператора, как и достижения режиссера и художников, неоспорима), но и, что отмечали критики, просто-таки посвящалась "опасному любопытству к изображению в эпоху его технической воспроизводимости" (Игорь Манцов, "Искусство кино", 2-1999). Однако и Астахов здесь превзошел себя прежнего, создав несколько просто гениальных кадров, придавших истории, в сущности, мелких и суетящихся - над деньгами, от страха, среди своих страстишек - людей, эпическую всеобщность и даже величавость. Но еще раньше "Уродов" был снят "Змеиный источник", поразивший "зеленоватой, "змеиной" цветовой гаммой, размытой вкрадчивыми дымами, туманами и тенями..." (Лидия Маслова, "Коммерсант-Daily", 22.11.1997) - едва ли ни уникальный случай присутствия в современном (малобюджетном!) фильме колористического решения. Примеры астаховских удач можно множить, есть случаи, когда только его пейзажи придают жизни умозрительным и даже спекулятивным режиссерским построениям.

Теперь он, уже несколько лет, свободен в выборе работы - и не делает то, что ему неинтересно (например, никогда не снимает политических фильмов - даже за очень большие деньги и с экспедициями по всему миру). Имеет, в принципе, возможность заняться и собственной постановкой (диплом, кстати, защитил как режиссер) - думает, что не созрел.

Кино, по Астахову, - прежде всего для зрителя. Главным полагает - "психофизическое воздействие фильма на подсознание". Ценит эмоцию на экране больше, чем информацию. Свою профессию считает "связующим элементом" между желанием/воображением и результатом. "Донести или украсть атмосферу может только оператор". Творит интуитивно. "Основное - чувство меры, иначе - шок, зрелище. Оно никогда не будет искусством, эффект никогда не станет эмоцией". Определяющим своим талантом считает умение работать. Отдыхает, создавая все новые и новые технические приспособления для съемок в своем же Агентстве съемочной техники. Помнит слова односельчанина после одной своей давней картины: "Ты больше такую х...ту-то не снимай".

И помнит запах той первой кинокамеры.



О себе сегодня:

- Гармония, эта неконтролируемая вещь, она возникает или не возникает, - вот главное. Способность к достижению гармонии - в операторе, думаю, основная черта. Это абсолютная истина, я ее испытал физически. Чтобы снять в фокусе или в композиции, много не надо, это приходит достаточно быстро. Все остальное накапливается колоссально тяжело - через жизненный опыт, неприятности, удачи. И здесь не применима пословица "надо учиться на чужих ошибках", просто эти ошибки надо побыстрее пройти - и заниматься внутренним уже, подсознательным, что гораздо сложнее. Я сейчас ощущаю нехватку именно этого, внутреннего. Мой уровень профессионализма оторвался от содержания, если так можно сказать. Интенсивно работая, я не очень мог его пополнять. И сейчас: может, даже лучше, что я прихожу к этому с иным жизненным опытом - у меня другой взгляд, другая память, другие образы... И я хочу изменить ритм жизни, достаточно изматывающий, для того, чтобы подняться на другой качественный уровень. Потому что -- да, я уже умею снимать. Но мне не хватает... если говорить о нюансах: мне требуются слишком большие усилия, чтобы их достичь.

Нужно время. Вот я сейчас его и завоевываю. Время - единственная, самая большая проблема. Если не хватает денег - я их могу занять. Время одолжить никак нельзя. И единственное, что раздражает, - вид людей, которым некуда его девать... Мне приходится жертвовать вещами чисто человеческими. Но, наверное, так: или - или... Мне необходимы более глубокие знания в некоторых вещах, и я собираюсь уехать из Питера, чтобы погрузиться в ту атмосферу, в которой я родился, это колыбель для меня как бы... Когда перевалило за сорок лет, особенно после смерти родителей, стало абсолютно явственно: приезжаю на родину - голова работает совсем по-другому: образы... не столько другие, сколько более глубокие, я не философ, но рождается просто совсем другое ощущение.


Об Алексее Балабанове:

- Я снял все его фильмы, кроме "Замка". Причем "Замок" отказался снимать совершенно сознательно, что было труднее, чем согласиться. Мне очень нравился сценарий. Однако за деньги, которые имелись на картину... я полтора часа по телефону с ним говорил, в коммунальной квартире, у меня было красное ухо... это было невозможно для меня.

Но остальные фильмы я с ним делал. Балабанов мне нравится - он знает, чего хочет. К сожалению, не всегда знает, как это сделать, - но, думаю, в этом я ему помощь и оказываю. Поскольку во многом я безусловно образованнее его - с точки зрения достижения "физического" результата. За это, думаю, он меня и ценит в какой-то степени. А раз чаще всего наши фильмы малобюджетные, нередко приходится подменять возможность именно умением. Это не всегда хорошо, это просто один из путей делать кинематограф. Он не лучший, но интересен - заставляет поднимать из глубины души какие-то резервы, которые, может, остались бы втуне, будь все нормально. Но, я думаю, мы с Балабановым и теряем тут немало. Что особенно стало заметно в "Брате 2", когда он вдруг почувствовал огромное преимущество просто превосходной организации работы у американцев. Второй режиссер стоял у него за спиной и говорил: чего-нибудь еще надо? И Балабанов вдруг ощутил вкус этого. Вдруг ощутил, что он свободен от крика... Вдруг почувствовал, что впервые в жизни ему думать нужно о том, что будет на экране, - а не о том, чего нету сейчас. Он раздражается всегда в России, когда попытка еды возникает на съемочной площадке - там этого не было. Он не ел, правда, ходил все время с мрачным лицом... но не раздражался: все было очень четко. Он ощутил это. И во многом как бы изменился, я считаю.

Работать с Балабановым - значит, прежде всего убедить его: будет так. Он никогда этому не верит, безусловно. Всегда скептически относится. Я привык, в общем-то, и бывают и у меня промашки, я не семи пядей во лбу. Идеала, к сожалению, не только не получаешь - он недостижим в принципе. Балабанов от этого расстраивается. Я могу сказать, что работаю достаточно точно, что мое преимущество как оператора, прежде всего, - обычно делаю то, что обещаю. Не получается не так часто; можно не то что простить - иногда можно просто пережить.

Опыт работы с Балабановым: по сути дела, бесценный. Он, как я говорю, режиссер-придираст. Придирается ко всему, но с ним интересно - у него есть идеи. Они, может, не всегда правильные, так и необязательно, это потом решается. Но с ним ощущаешь самое главное для меня - и как для мужчины, и для оператора, и для профессионала - ты делаешь что-то не зря. У него есть хорошие замыслы, есть желание, есть вкус, есть образование. Это очень много. У него есть горючее, которое мне дается, чтобы я его сжег - и выдал результат, действие, которое увидит зритель. Это очень правильно.


О Сергее Сельянове:

- Мы однокурсники, вместе уж двадцать лет. Он знает, чего хочет, и знает, как этого достичь. Конечно, он в кинематографическом смысле гораздо более образован, чем Балабанов, - или более основателен, фундаментален. Потому что - из кинолюбителей, откуда и я, - и ручками все прошел - от проявки до монтажа, и всю идею.

Сельянов прежде всего ценен тем, что у него в голове масло есть, как говорит Балабанов. И он достаточно терпелив, это очень важно. Мы достаточно откровенны друг с другом, и, если есть понятие друг - вот в таком мужском смысле, - мы друзья. Я знаю, он меня не бросит, он меня часто спасал в каких-то вещах. И я ему всегда готов помочь... Мы знаем, о чем говорим, и нам просто общаться. Более того, когда мы не поймем друг друга - мы точно знаем, что нет смысла подгибать друг друга под это. Просто - ну, не будем это делать. Я его очень уважаю, я ценю его мнение, всегда... имеющее основания. Это нужный человек для кинематографа, что доказывает сама практика. Мне трудно сказать о нем что-то больше. Мы сняли с ним две картины. Мне кажется, его талант... все-таки больше не как режиссера. Его режиссерский опыт - фундамент того, что он сейчас делает. Сельянов, конечно, очень хороший, умный продюсер. Знает, на что "нажать", и знает истинную цену всему, что делается. Он просто умный человек. Это не так мало.


О Сергее Бодрове:

- Я оцениваю актера с точки зрения своей профессии - в прямом и переносном смысле. И, конечно, у меня всегда есть претензии к актеру - именно с моей точки зрения. Это прежде всего касается умения выполнить мои поправки, мои пожелания. Умения работать в кадре. Бодров - не очень опытный актер, он, собственно, и не актер. Но очень органичный. Умеет удержать состояние в кадре, умеет реализовать задачу. И у него есть - что для меня очень важно - вкус, есть такт человеческий, что мне очень близко. Работа - прежде всего удовольствие от нее, и когда на площадке Бодров, это случается. Да, когда какие-то задания выходят за рамки его возможностей, он начинает раздражаться, но это естественно. И мне кажется, нет смысла его за эти рамки и выводить, - он интересен именно в том, в чем органичен. Он чувствует себя, чувствует кино.

Сережа Бодров очень близок мне по эмоциям, хотя мы абсолютно разные, и по происхождению, и по темпераменту. Но это человек, который очень... как сказать... мягкий. Есть люди острые и жесткие, они царапают друг друга. Бодров - человек, который острые края сглаживает, - он как бы пластилин - и одновременно "прилипает". С ним очень приятно общаться.


О Викторе Сухорукове:

- Очень высокого уровня профессионал. Безусловно, непростой человек, в отличие от Бодрова, совсем не "телок".

Я считаю, он гениальный актер. Очень яркий. Но одна из основных его проблем - темперамент. Такой, что найденную краску иной раз не может удержать, и это при его-то профессионализме. Это как из пушки стрелять по близлежащей цели: или мимо, или попал - но тогда уж разнесло. Иной раз он на репетиции покажет такое, от чего можно просто умереть. А как повторить? Но в целом он достаточно точный, достаточно. И когда работаешь с ним много, его знаешь, и находишь к нему ключики - а он очень чувствительный человек, очень эмоциональный, впечатлительный, ранимый, - если к нему подобрать эти ключики, можно получить многое. Потому что он, конечно, очень благодатный для кинематографа человек. И не только по фактуре - а именно по желанию. Для него работа это жизнь, безусловно. Он уже много сделал в кино, и еще и еще может сделать. Неординарный. Удивительно глубокий. Говорю о нем прежде всего как об актере, потому что таких мало.

Он мне льстит: глаз-алмаз и все такое, я это воспринимаю с шуткой всегда, мы постоянно "подкалываем" друг друга. В общем, мы любим друг друга - настолько и так, чтобы получать удовольствие от совместной работы.



-------
В начало | Новости | "Обратно в Америку" | Концерт | Брат 1 | Создатели | Актеры | Звезды | Съемки | Хоккей | Машины | Хохлы | Black & White | Чикаго | Саундтрек | Саундтрек-2 | Саундтрек-1 | Пресса | Фотогалерея | Вопрос - Ответ | На видео | Ваши отзывы | Фан-Чат! | Цитаты | Премьера | Статьи


-------